sea

zakshi


Творчество на кругах земной жести


Previous Entry Поделиться Next Entry
история с Черным квадратом
sea
zakshi
Истинная история о Черном квадрате и портрете Матюшина.

  Дело было так. Малевич заканчивал корпеть над задником "Победы над солнцем", изображая черные геометрические фигуры на белом фоне. Задник, понятное дело, был расстелен на полу. Мимо, бормоча на ходу футуристические ноты, пробегал Матюшин, который запнулся о ведро с черной краской. Впрочем, поглощенный вдохновением, Матюшин этого не заметил и побежал дальше. А краска залила практически весь задник, нетронутым остался только кусок с фигурой черного квадрата. Вот такой.
Черный квадрат
  Малевич заплакал, но делать нечего, надо было начинать все сначала. Вырезал он этот квадрат в память о своих напрасных трудах, стоит, на него смотрит. А тем временем мимо опять пробегал Матюшин. Остановился и спрашивает, тыча пальцем в черный квадрат:
  - Это что?
  - Черный квадрат, - мрачно ответил Малевич.
  - Гениально! - воскликнул Матюшин и прищурился, - только я не пойму, он "звездится" или "круглится"?
  И побежал дальше сочинять "Победу над солнцем". А печальный Малевич остался стоять с квадратом в руках, тщетно пытаясь понять, где у него верх, а где низ.
  Тут мимо проходил поэт Крученых, роняя на ходу свои угловатые, словно обрубленные слова: "абыр дыр бул, быр дыр обул, обул быр дур". Погруженный в себя, Крученых  поскользнулся на мокром заднике и с грохотом распластался на черном фоне, подобно Витрувианскому человеку. При этом, падая, он ухватился рукой за край занавеса, который с диким треском разорвался пополам. И вот тут Малевича внезапно осенило.
  - Вот оно, - забормотал он, потрясенный, глядя то на истово и нефутуристично матерящегося Крученых, то на черный квадрат у себя в руках. - Вот оно! Черный крестьянский реализм... В двух измерениях».

  Надо сказать, что Матюшин постоянно спотыкался о ведра с краской. И Малевич всякий раз печально вздыхал, вырезал уцелевшие куски и клеил их на одном холсте. А потом, когда холст уже достаточно заполнился супрематическим содержимым, подарил его Матюшину в качестве портрета. Портрет получился вот такой.
портрет Матюшина
  Матюшин аж прослезился, а потом спросил:
  - А что это за белые квадратики полосой выложены? Уж не клавиши ли с фотографии нашего перевернутого рояля ты вырезал?
  - Не с рояля, - смущенно потупился Малевич и уклончиво добавил: - Белый квадрат философически означает чистое действие.
  На самом деле квадратики Малевич добавлял всякий раз, когда Матюшин спотыкался о ведро с краской. Всего получилось двадцать шесть квадратиков. © Каренгин С.В. 2013


*   *   *
Идея рассказа возникла спонтанно, когда мы с моим другом Юрой Вульфом, обсуждали проблему названий для произведений искусства :)
А ниже приведены ссылки на людей и их творения, которые упоминались в рассказе.
Малевич К. С.
Кручёных А. Е.
Матюшин М.В.
Супрематизм
Черный квадрат
"Победа над солнцем"

Витрувианский человек (танк)
Витрувианский человек (вики)


<<< в раздел "ТЕКСТЫ"

  • 1
Спасибо за рассказ, позабавило. Я так понимаю, что ты к Малевичу очень скептически относишься.

Пожалуйста :) Нет, я к нему отношусь хорошо. Это же просто дурашливая байка. И работы какие-то мне его нравятся и его целеустремленность, подход к делу, идеи интересные. Вообще, мне кажется, почти в любом художнике можно найти что-то свое.

У тебя более профессиональный взгляд на художников. Тебе интересно как это сделано. А у меня чисто утилитарный подход. Если грубо "повесила бы я эту картину дома". Если более деликатно "вызывает ли картина какие-то эмоции".

Для меня все-таки субъективное ощущение самое главное. Как и у тебя. Если мне вещь не нравится, то я и рассматривать ее не буду и интересоваться ее историей или технологией не стану. Вот "Крик" Мунка я бы точно у себя в доме держать не стал (но он и не для этого был написан, наверное :) На втором месте (если вещь нравится) ощущения, конечно, дополняются историей. При этом я против исследования частной жизни художника.

И не говори. Очень часто личную жизнь художника лучше не знать. Чтобы не лишать себя удовольствия наслаждаться его произведениями.

Вот и я так считаю. Произведения художника, это вообще разговор один на один со зрителем (или слушателем). А всякие "факты" из жизни, это часто субъективное понимание и описание "очевидцев". Или вообще со слов непонятно кого. Два разных человека, на одно событие вообще могут дать противоположные варианты :) Мифология сплошная, короче.

Да даже не в субъективности свидетелей дело, а в том, что мы почему-то приписываем талантливым людям высокоморальные качества. Можно долго размышлять об этом феномене и найти какие-то логичные объяснения. Но это факт. А талантливые люди во всем остальном совершенно такие же, как и обычные, со своими тараканами, слабостями и недостатками. И именно эти слабости, тараканы и недостатки мы талантливым людям простить не можем, потому что разочарование слишком велико. Оттого "меньше знаешь - крепче спишь".

А, видел я этих художников. Люди, как люди. Правильно, каждый со своим багажом. Согласен с тобой, хотя вопрос, на самом деле, очень непростой. Тема глубокая и широкая, фиг переплывешь в комментах.

Очень сложный вопрос. И в комментах его можно только пальцем тронуть. Может быть когда-нибудь будет возможность переплыть.

Переплывем, какие наши годы :))

Мордокнига принесла сегодня утром - http://v-ol-and.livejournal.com/8252.html

Не о моральных качествах художников, но про "деградацию" искусства. Мне было забавно почитать, подумала, может и тебе тоже будет интересно.

Спасибо за ссылку! Хорошая статья. Еще бы я добавил, что внутренняя потребность рисовать не диктуется рынком. Поэтому настоящие художники (и ремесленники) будут всегда, независимо от условий купли-продажи.

Ужасно хотелось бы пообмениваться с тобой мнениями об искусстве и художнике, и галеристах. Но у нас начался очередной временный дурдом, никак не могу сосредоточится. Очень надеюсь, все еще получится.

Да как тут обменяешься в комментариях? Это же разговоров часа на три, под хорошую закуску :)) Сочувствую по-поводу дурдома. Он хоть и временный, но от этого не более желанный)

Прорвемся, не впервой. А на часы разговоров под хорошую закуску очень расчитываю.

Интересно! С удовольствием прочитала!))

чёрный квадрат

Ну без чёрного квадрата у нас никак... Ну ни один разговор о художниках без него не обходится. А рассказ мне понравился. Он весёлый получился! Тема, действительно серьёзная. В комментах её не обсудишь, Вы правы.

Re: чёрный квадрат

Черный квадрат, конечно, эпохальная вещь. Недаром он живет по сей день.

Re: чёрный квадрат

Об этом можно писать много и долго. Я видела его дважды в подлиннике. Но даже боюсь начинать об этом. Слишком многие проблемы метафизические это затрагивает. Жаль, что нельзя поговорить об этом лично. Кто знает, может когда - нибудь и придётся. Земля она ведь - круглая:))

Re: чёрный квадрат

Да, все возможно :) А Черный квадрат хорош тем, что для любого человека может стать живой темой разговора. Он по-своему понятен и кесарю, и слесарю)) Абсолютно на любой уровень мировосприятия.

Re: чёрный квадрат

Не могу с Вами не согласиться. Тут Вы правы на сто процентов, как , впрочем, почти всегда. Но юбилей Чёрного квадрата отмечать что - то не хочется. Живой темой для разговора может стать и футбол, и марки машин - для мужчин, а для женщин тоже своё что - нибудь найдётся. В этом случае Чёрный квадрат становится расхожей темой разговоров для людей, далёких от искусства. И зачем им ходить и смотреть ещё другие картины? Даже того же Малевича. Ведь они знают про Чёрный квадрат. Разве этого не достаточно?

Re: чёрный квадрат

Не знаю. Может, для кого-то и достаточно. Другому нужно что-то еще. Понимание ведь тоже складывается постепенно, с самого нуля и формируется всю жизнь. И для каждого человека по-разному. Так что, мне кажется, разговор может быть полезен для любого. А юбилей все равно кто-нибудь да отметит :)

Re: чёрный квадрат

Такой разговор есть простое сотрясение воздуха. У нас в пешеходной зоне долгое время был вещевой рынок. Ларьки стояли с разными яркими шмотками. И я замечала, что люди приезжают из спальных районов просто прогуляться вдоль этих ларьков. И это полностью удовлетворяет их эстетические потребности. А теперь там стоят во множестве сувенирные ларьки. Там бус стеклянных и всяких разных видимо - невидимо. Люди с удовольствием глазеют на эти бусы, хотя редко что покупают. На память приходит сюжет, "Миклухо - Маклай, папуасы, и стеклянные бусы". Хотя, если честно, то самой иногда хочется зайти в магазин, где продают всю эту мишуру, купить пакетик каких - нибудь бусинок, и сидеть, нанизывать их на верёвочку. Очень это нервы успокаивает. Но я стараюсь держать себя в руках.:))

Re: чёрный квадрат

:)) Хорошая зарисовка.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account