sea

zakshi


Творчество на кругах земной жести


Previous Entry Поделиться Next Entry
проект: гостиница в Хрящевке (часть 7)
sea
zakshi
7. Замок Гарибальди, Парадная башня, 1 этаж.
ВИТРАЖИ, ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРОТОТИПЫ.
Прерафаэлиты. Шесть Этельбертов. Ланселот и Гиневра.

Обратим же наши взоры, наконец, на красочные витражи «Ланселот» и «Гиневра».
Для того чтобы разобраться с историческими прототипами этих витражей, нам не придется погружаться так глубоко в прошлое.  Хотя надо заметить, что персонажи, изображенные на них, ведут свое происхождение из древней кельтской мифологии, а продолжением своего существования во многом обязаны куртуазным романам Кретьена де Труа (Chretien de Troyes), жившего в 12 веке, и Томасу Мэлори (Thomas Malory), труды которого были впервые изданы в 1485 году. История о любви Ланселота и Гиневры, о рыцарях Круглого стола и короле Артуре уже многие сотни лет привлекает и волнует людские умы и сердца. Эти истории будоражат воображение и вдохновляют на новые творческие подвиги романтиков разных поколений.

замок Гарибальди,витражи, stained glass, vitraux, vitrail,
25. Фрагмент рабочего эскиза витража "Ланселот"

По легенде, эти цветные витражи появились в окнах замка Гарибальди в последней четверти XIX века. Их появление напрямую связано с мощным всплеском позитивной и яркой активности в истории искусства того времени. В конце XVIII века наступило время нового возрождения, увлечения мифологией, медиевистикой, готикой, извлечения из забвения и переосмысления средневековых идеалов, время появления новой эстетики, обращенной к естественности, одухотворенности и творческому развитию личности. Короче говоря, молодежь была охвачена могучим стремлением отделаться от вериг унылого быта и сотворить уже что-то необычное, красивое, изумляющее, но в то же время естественное и живое, а не то, что предписывалось окаменевшими классическими догмами и занудами из Королевской академией художеств. Поскольку нас интересуют исключительно витражи, отметим, что в течении XVII-XVIII веков технологии изготовления цветных витражей были практически полностью утрачены по всей Европе. И возрождение искусства цветного витража началось примерно в середине XIX века и в первую очередь в Англии.

Фигура Ланселота. Во время подготовки эскизов для образа Ланселота, мне попалось на глаза фото из аббатства в Малмсбери (Malmesbury Abbey, Wiltshire, England).

замок Гарибальди,витражи, stained glass, vitraux, vitrail,
26. Фрагмент витража южного нефа, аббатство Малсбери (фото: Rick Simpson)

Под каждой фигурой написано, что она означает: «Вера», «Отвага» и «Преданность» (Faith, Courage, Devotion). Эти витражи были установлены в 1901 году. Автором эскиза был Эдвард Коли Берн-Джонс (Edward Coley Burne-Jones), а исполнителем заказа - фирма «Моррис и Ко» (Morris & Co). В этих образах угадывается героический дух Артурианского цикла, которым были так увлечены Уильям Моррис и Эдвард Берн-Джонс. Со студенческих времен они были близкими друзьями. Вначале они мечтали стать священниками, но затем решили посвятить себя живописи. Проникшись идеями прерафаэлитов, они своевременно привнесли свежую струю в это движение и вдохнули в него новую жизнь. Они были основателями и душой предприятия  «Моррис и К», которое  занималось предметами декоративно-прикладного искусства и которое стало ведущей в своей области мануфактурой Европы.  Оба эти человека оказали заметное влияние на дальнейшее развитие европейского искусства. Однако ко времени установки витража в Малсберийском аббатстве, и Уильям Моррис, и Эдвард Берн-Джонс уже завершили свой яркий и насыщенный жизненный путь (в 1896 и 1898 годах соответственно), оставшись на века в истории искусства. Этот факт дал повод для подозрения, что эскиз витража в Малсбери изначально не предназначался для этого места. Пришлось заняться небольшим исследованием, которое позволило выяснить, что и как было на самом деле. Попутно выяснилось несколько любопытных деталей.

Если мы потратим немного времени, то обнаружим витраж с подобной фигурой в окне церкви неподалеку от деревеньки Спелдхерст (St Mary, Speldhurst, Kent). И вот что удивительно, две фигуры на витраже недвусмысленно изображают королеву Берту и короля Этельберта, первого короля Кента, принявшего христианство, и впоследствии канонизированного.

замок Гарибальди,витражи, stained glass, vitraux, vitrail,
27. Витражи церкви в Спелдхерст (фото: Budby)

Витраж был подписан в работу в январе 1898 года и изготовлен в компании «Моррис и К» в 1899 году. Однако в старых записях Берн-Джонса указано, что церковный староста заплатил ему за картоны (эскизы) для этого витража за двадцать лет до этого еще в 1879 году. Говорят, Берн-Джонс тогда  отметил в своей книжке, что за короля и королеву,  он выручил по 15 фунтов за штуку с учетом скидки.

Далее, в западном окне деревенской церкви в Уэлтон (St Helen church, Welton, East Yorkshire) мы опять видим короля Этельберта с супругой.

замок Гарибальди,витражи, stained glass, vitraux, vitrail,
28. Витражи церкви в Уэлтон (фото: Dave Webster)

Но та этот раз в обществе императора Константина и его матушки Елены Равноапостольной которая, как сказано в википедии, является покровительницей «изготовителей игл и гвоздей, шахтёров, красильщиков». Витраж был установлен компанией «Моррис и К» в 1879 году.

Следующий вариант можно обнаружить в восточном окне церкви села Басбридж (St John the Baptist church, Busbridge, Surrey). И тут нас ждет еще один сюрприз.

замок Гарибальди,витражи, stained glass, vitraux, vitrail,
29. Витражи церкви в Басбридже (фото: Nob)

Мы видим наш прототип в образе короля франков Карла Великого (Charlemagne). Компания «Моррис и К» установила его в 1899 году.

Идем дальше и в церкви святого Павла в деревне Мортон (St Paul church, Morton, Gainsborough, Lincolnshire) мы обнаруживаем новый вариант 1901 года - в виде святого Эдмунда (St Edmund).

замок Гарибальди,витражи, stained glass, vitraux, vitrail,
30. Витраж в церкви Мортона (фото: Budby)

И еще один вариант мы найдем в церкви Всех Святых, деревни Уайлдена (All Saints church, Wilden). Постройка этой церкви была оплачена владельцем металлургических предприятий Альфредом Болдуином (Alfred Baldwin) и освящена в 1880 году. А где-то между 1902-1914 годами обычные стекла заменили на 14 витражей, сделанных по эскизам Берн-Джонса. Здесь витраж с бывшим Этельбертом называется «Триумф».

замок Гарибальди,витражи, stained glass, vitraux, vitrail,
31. Витраж в церкви Уайлдена (фото: Aidan McRae Thomson)

Витражи церкви Уайлдена в основном посвящены семьям Болдуинов, Макдональдов и Берн-Джонсов. Дело в том, что Альфред Болдуин и Эдвард Берн-Джонс были женаты на двух из четырех сестер Макдональд. Кстати, младшая из сестер, Алиса, вышла замуж за Джона Локвуда Киплинга и подарила миру Редьярда Киплинга.

Подводя итог нашему небольшому детективному расследованию на предмет прототипа фигуры Ланселота, мы получаем шесть витражей (с использованием одной фигуры), из которых посвящены:
2 - королю Этельберту
1 - святому Эдмунду
1 - Карлу Великому
1 - «Триумфу»
1 - «Отваге»
Справедливости ради отметим, что при жизни Эдварда Берн-Джонса (до июня 1898 года) наш прототип (из найденных вариантов) в качестве святого Этельберта (как и был задуман изначально) установлен только в церкви Уэлтона в 1879 году. Второй Этельберт был утвержден и смонтирован в церкви Спелдхерста в 1898 году, судя по всему, уже без участия автора. Но по первоначальному эскизу, сделанному для этой церкви опять-таки в 1879 году. Дальнейшие модификации образа самостоятельно производились компанией «Моррис и К», которая просуществовала до 1940 года.

замок Гарибальди,витражи, stained glass, vitraux, vitrail,
32. Рабочий эскиз витража "Ланселот"

Таким образом, наш Ланселот олицетворяет собой не только героя древних мифов и средневековых рыцарских романов, но и напоминает нам о прекрасной и романтической волне XIX века, которая возродила интерес к старине, к рыцарству, и вознесла на своем гребне десятки, если не сотни выдающихся творцов из мира искусства. Кроме того, фигура нашего героя представляет собой своеобразный намек еще на одно прогрессивное явление - на тиражирование предметов искусства. Возможно, наш герой внутренне улыбается не только Даме своего сердца, но отчасти и находчивости предпринимателей нового поколения. Однако нужно отдать должное тем же художникам из компании «Моррис и К», даже повторяя фигуры и позы героев, каждый раз они производили добротные вещи ручного исполнения.
В каталоге эскизов Берн-Джонса (Bell M., 1910), сделанных специально для витражей,  святой Этельберт упоминается дважды, в 1864 году и в 1879. Но более ранний, это скорее всего, другой Этельберт. Исходя из того, что первый готовый витраж с нашим Этельбертом был установлен в 1879 году, можно подтвердить датировку для дизайна наших витражей с Ланселотом и Гиневрой последней четвертью XIX века, когда была начата масштабная реконструкция крыши и частично верхних этажей замка Гарибальди.
На сюрко Ланселота мы видим герб с изображением трёх червленых перевязей слева в серебряном поле. Говорят, что эти три полосы означали, что сила нашего героя равнялась мощи трех стандартных рыцарей.

замок Гарибальди,витражи, stained glass, vitraux, vitrail,
33. Фрагмент рабочего эскиза "Королева Гиневра"

Фигура Гиневры. Королева Гиневра изображена в скромной и добродетельной позе, которую не раз величаво принимали знатные дамы и королевские особы, в том числе, и на полотнах художников Возрождения.



34.1-2. Коллаж из репродукций картин разных художников


34.3. Коллаж из фото фресок Доменико Гирландайо

Королева Гиневра, как и Ланселот, на наших витражах в первую очередь ассоциируется с возрождением искусства красочного витража и с романтической волной XIX века.
Небольшое лирическое отступление. Уильям Моррис, очарованный Артурианой, написал сборник «Защита Гвиневеры и другие стихи» (The Defence of Guinevere, 1858), который считается одним из лучших поэтических творений участников движения прерафаэлитов. В свое время мне не удалось найти этот сборник в переводе, поэтому я решил испытать вариант быстрого перевода с помощью гугл-переводчика. Не могу удержаться, чтобы не привести маленький отрывок с этим шедевральным переводом:

«When both our mouths went wandering in one way,
And aching sorely, met among the leaves;
Our hands being left behind strained far away».
(W. Morris)

«Когда обе наши рты пошли бродить в одну сторону,
И ломило, встретились среди листьев;
Наши руки остаться позади напряженными далеко».
(автоматический перевод  гугл-переводчика)

Однако вернемся к витражам. Персонаж Ланселота был впервые введен в Артуровский цикл Кретьеном де Труа в 12 веке, как, кстати, и название замка Камелот. Родиной его называют загадочную страну Бенвик  (Banoic, Benwick, Bеnoic), которую располагают в северной части нынешней Франции (Бретань). Но где именно находилась эта страна, по-моему, никто толком не знает. Говорят, что Гиневра была родом из королевства Камелиард (Carmelide, Cameliard), который помещают на юго-западе Англии или опять же в Бретани (Carhaise, современный Каре, Carhaix). Артуровская география местами весьма туманна, но вся эта эпопея вокруг Круглого стола ассоциируется в основном с Англией.
Фон витража. Как будто специально, чтобы восстановить интернациональный баланс, фон для витражей был заимствован с французских прототипов. Такой фон можно увидеть на прекрасных витражах в церкви святого Мартина в деревеньке Арк-ан-Барруа (eglise Saint-Martin, Arc-en-Barrois, Haute-Marne).

замок Гарибальди,витражи, stained glass, vitraux, vitrail, замок Гарибальди,витражи, stained glass, vitraux, vitrail,
35.1 Витраж "Святая Анна", церковь Арк-ан-Барруа (фото: Vassil)
35.2 Витраж "Дева Мария", eglise Saint-Martin, Arc-en-Barrois (фото: Vassil)


На подписи к фото указывается 1888 год. Говорят, витражи с точно таким же фоном, изображающее святых Петра и Павла, есть в церкви святого Мартина в Лашапель-ан-Блези (Lachapelle-en-Blaisy, Haute-Marne) и в церкви святых Иакова и Филиппа неподалеку от Крозе (eglise Saint-Jacques et Saint-Philippe, Ain, Rhone-Alpes).

замок Гарибальди,витражи, stained glass, vitraux, vitrail, замок Гарибальди,витражи, stained glass, vitraux, vitrail,
36.1 Витраж "Святой Филипп", Крозе, (фото: www.ndoduc.com)
36.2 Витраж "Святой Павел", Лашапель-ан-Блези (фото: www.ndoduc.com)

Очень похоже на то, что это работа одной мастерской, но мне не удалось найти имен этих замечательных художников, а также четкого подтверждения, что витражи с Петром и Павлом находятся именно в церкви Лашапель-ан-Блези. Хотя на церковную почту был отправлен запрос с просьбой прояснить ситуацию. В принципе, для нас это не особенно важно. Главное, что у нас есть привязка по времени, и мы можем увидеть эти чудесные произведения витражного искусства благодаря доброте фотографов, которые решили поделиться своими снимками с человечеством.
Декоративная рамка с непрерывными стилизованными листьями, трансформирована, видимо, из окаймления медальонов готических витражей. Рисунок нашей рамки, кроме витражей в церкви Арк-ан-Барруа, использовался многократно. Например, такими художниками и мастерскими, как:
Gustave Pierre Dagrant (eglise Saint-Louis-en-l'Isle; eglise Notre-Dame, Cauterets, Hautes-Pyrenees; eglise Saint-Martin des Jumeaux, Assais-les-Jumeaux, Deux-Sevres)
Franсois Fialeix (eglise Saint-Martin, Mayet, Pays de la Loire)
Felix Gaudin (eglise Saint-Eutrope, Clermont-Ferrand; eglise de Sauxillanges, Puy-de-Dome)
Jean-Prosper Florence (eglise Sainte Marguerite du Vesinet, Yvelines)
Negars и (или) Neret et Royer (eglise Saint-Pierre, Charenton-le-Pont, Val-de-Marne)
Jean Clamens (eglise de Guemene, Pays de la Loire; eglise de la Madaleine, Angers, Maine-et-Loire).
Подписи в нижней части витражей и украшения к ним выполнены в духе работ Эдварда Берн-Джонса.
*   *   *
Итак, окунувшись в историческую ауру наших витражей, мы прикоснулись к двум интереснейшим эпохам в истории человечества. Оказалось, что обе эти эпохи были отмечены удивительным всплеском творческой и позитивной активности тысяч людей, открытием новых технологий и возрождением гуманистических идеалов. И первые, и вторые витражи оказались связаны с именами выдающихся людей, которые оставили нам свои прекрасные творения.
На этом мы можем завершить краткое описание витражей первого этажа Парадной башни замка Гарибальди. © Каренгин С.В. 2014

ПРОДОЛЖЕНИЕ: 8. Шесть драконов-стражей. Четыре барельефа. Герб в декоре балюстрады>>>

<<< ПРЕДЫДУЩАЯ ЧАСТЬ: 6. Пять элементов Мироздания. Код да Винчи. Символизм Шамбора.

Список основной литературы, использованной для работы над проектом витражей
и для написания обзора:


Bell M., Edward Burne-Jones: A Record and Review. George Bell & Sons, Ltd., London, 1910
Ditchfield P.H., English Villages, Methuen & CO, 36 Essex street, London, 1901
Felibien A., Des Principes de l’architecture.., Chez la Veuve & Jean Baptiste Coignard, Paris, 1699
Hart G.W., Piero della Francesca's Polyhedra, Virtual Polyhedra, 1998 (publ.)
Herold M., Le verre des vitraux (xve-xvie siecles) (publ.)
History of Stained Glass, Stained Glass Association of America, 2012 (publ.)
Hugh A., Stained Glass of the Middle Ages in England and France, A. and C. Black, Soho Square, London, 1913
Jackson T.G., The Renaissance of Roman Architecture, The University of Chicago Press, Chicago, 1923
Lagabrielle Sophie, La verrerie du XIIe a la fin du XVe siecle.., Medievales, N°39, 2000
Lagabrielle Sophie, Les fenêtres des rois et des princes (xive-xve siècles)  (publ.)
Maitte C., Privileges, migrations, secrets des verriers altarais et venitiens, XVIe-XVIIe siecles (publ.)
Materials, Glass, Window Glass in England, (publ.)
Philippe M., Ampleur et diversité de la production du verre plat dans le royaume de France (xive-xvie siècles) (publ.)
Serlio Sebastiano, Regole generali, Franchesco Marcolini Da Forli, Venise, 1537
Schalm O., Janssen K, Wouters H., Caluwe D., Composition of 12tth-18th century window glass in Belgium.., (publ.)
Sherrill C.H., Stained Glass Tours in France, John Lane, The Bodley Head, London, 1908
Wells J.M.A., The Charm of Oxford, Simpkin, Marshall,Hamilton Kent & Co., Ltd., London, 1921 (publ.)
Брагина Л.М., Леонардо да Винчи и Лука Пачоли, 2002 (источник)
Ефимова Е.Л., Архитектурные идеи Леонардо да Винчи во Франции, 2002 (источник)
Крылова Е. М., Реставрация витражей из Мариенкирхе, каталог Государственного Эрмитажа, 2002 (источник)
Курманн-Шварц Б., Готические витражи..., изд-во Konemann, 2006
Теофил, Записка о разных искусствах (источник)
Френзел Г., Реставрация средневековых витражей, Журнал "В мире науки", № 7, 1985 (источник)


Полный список литературы, использованной для дизайн-проекта замка Гарибальди тежит тут:
ОБЩИЙ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

<<< 1. Общее описание. Хронологическая привязка частей замка. Легенда.
<<< 2. Стилистика и дизайн.
<<< 3. Отель "Замок Гарибальди". Как все начиналось.
<<< 4. Парадная башня, цоколь, окна 1-го этажа.

<<< 5. Три короля. Три замка. Рождение французского Ренессанса.
<<< 6. Пять элементов Мироздания. Пять стихий. Код да Винчи. Символизм Шамбора.




  • 1
Спасибо:) И мне тоже было интересно. Это, как детективное расследование получилось.

Я подобными "расследованиями" уже лет 10 занимаюсь - расшифровываю рукописи по математике)) Так что мне хорошо знакомы чувства, возникающие при расшифровке))

Как там, кстати, неизвестная рукопись Лейбница себя чувствует?

Очень плохо она там без меня поживает)) Ждет меня. Надеюсь, скоро поеду к ней))
У меня есть копия, но по копии половина текста, к сожалению, нечитаема((

В отличие от питерского архива, там копии делаются сразу буквально за 2 секунды, но качество не очень хорошее(( Буду сидеть с оригиналом и лупой))

Жадины копий. Опасаются несанкционированных публикаций?

Наши? Да! У них даже на фотокопии огромный водяной знак (почти на всю страницу)...(((

А макросъемку они, конечно же, запрещают?

Наши вообще не дают доставать фотик.... Немцы пока не знаю как к этому относятся((( Но по цене так: у нас уже около 1000 за одну страницу, а у немцев что-то около 2х евро.

Да, у нас особо не накопируешь.

Интересно, конечно, что дело дошло до прерафаэлитов. Вряд ли такое могло иметь место в реальной жизни. Прерафаэлиты - это такое течение в искусстве, которое и сейчас до конца осталось не понятым, и быстро исчезло, едва успев начаться. Кто - то признаёт его, кто - то считает неудачной попыткой возврата в средневековье.
А по сути самого витража, выполненного для замка Гарибальди, я только иогу заметить, что фигура Ланселота вополнена в условно схематичном варианте, а фигура королевы, и в особенности, лицо до предела натуралистично и портретно, словно художник увлёкся изображением конкретной женщины, которая послужила ему моделью.
Есть некоторая нестыковка стиля двух этих изображений. Но это только моё частное мнение, и не более того.

Ну, со всякими течениями всегда есть какие-то сложности. Признавать-не признавать, все это относительно субъективно. Мне кажется, эти споры смысла не имеют. Течения создают люди, а каждый из них - личность и по-своему неповторим. Так что, это все условно достаточно. Для классификации и для запоминания понятия о течениях удобны, мне кажется, всё как-то в кучу собирается - стили художников, время их творчества, их личная и общественная жизнь, переплетения судеб. А с женщиной, да, увлекся :) Есть разница в стилистике изображения, и заказчик мне об этом говорил. Я немного ее упростил, делал несколько вариантов. Но это не проблема. Так даже интереснее. Возникает вопрос, а почему изображения заметно отличаются? И лицо, и детальность проработки костюма. Начинаешь разбираться. И выясняется, что во время Первой Мировой войны, витраж с Ланселотом был уничтожен случайным попаданием шрапнели и его пришлось восстанавливать другому художнику, который был не столь умелым рисовальщиком. Орнаменты фона и вензеля рамки он скопировал точно, а вот с портретом и с тканью костюма не дотянул. Вот обычная живая история :) Такие дела.

Я тоже подумала, что,возможно, делали разные люди. Ну и пусть будет нестыковка. Зато королева очень красивая!)))
Я Ласелота всегда себе как - то иначе представляла. Но тут у каждого своё виденье. Оно может и не совпадать. К королеве нет претензий. Ну разве что тип лица очень современный. Тогда преобладал другой тип женской красоты.

Королеву рисовал второй,а полировать Ланселота уже рука не поднялась :) А тип женской красоты может и был тогда другой, но женщины-то красивые всё равно были... не смотря ни на что))

Мужчины, я думаю, тоже!)))) И даже, думаю, что красивее, чем сейчас.

:) Зато тогда не было интернета и фотоаппаратов.

Лучше красивые мужчины, чем интернеты и фотоаппараты.))))

Ну как уж получилось! Это ведь не картина маслом. Переделать нельзя.

Ну, так я же вначале эскиз делал. Теоретически можно было бы и переделать, но возник мощный внутренний протест :)

Каждый видит и чувствует по своему. И это правильно!)

Умный промолчит, дурак не догадается! )))

  • 1
?

Log in

No account? Create an account