?

Log in

No account? Create an account
sea

zakshi


Творчество на кругах земной жести


Previous Entry Поделиться Next Entry
проект: Замок Гарибальди (часть 4)
sea
zakshi
4. Парадная башня, 1 этаж
СТИЛИСТИКА, ДИЗАЙН, ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРОТОТИПЫ
Вот теперь мы добрались до деталей. Возможно, вам тоже интересно, когда мелочи имеют свою историю, когда они образуют вокруг себя живую ауру ассоциаций. Именно поэтому нас привлекают старинные вещи. Они были свидетелями различных эпох и событий, они пропитаны духом времени. Их фактура и форма отражают эстетическое и утилитарное мышление людей в определенных географических и временных локусах. Они хранят в себе образы внутреннего видения мира того мастера, который их изготовил. Из этих мелочей, не всегда заметных с первого взгляда, складывается некая картина. И все эти мелочи, порой неосознанно, влияют на наше восприятие.


Парадная башня. Справа балкон третьего этажа

Парадная Башня расположена на южном фасаде. Именно она и Главная башня замка видны в первую очередь, когда летишь по автобану Тольятти-Хрящевка.На фасаде Парадной башни можно схематически выделить следующие разновозрастные части: цоколь (10-12 в.в.), первый этаж (13-14 в.в.), второй-третий этажи (14-16 в.в.), крыша (19 век).


Между Парадной и Главной башнями хорошо видна более старая (темная) часть замка на уровне 2-го и 3-го этажей.
Угловое окно первого этажа еще в процессе реконструкции


Начнем с основ, а именно с цоколя и фундамента.

Цоколькак и фундамент с подземными помещениями, по легенде достался замку от более древнего сооружения, назначение которого точно не известно. По очертаниям фундамента можно заключить лишь то, что это была гражданская постройка с элементами оборонительного характера. Датировка фундамента и цоколя замка 10-12 веками дополнительно подтверждается архитектурой одного из внутренних подземных помещений, построенного в романском стиле.
*
Тот факт, что здания иногда возводились на старых фундаментах, имеет многочисленные исторические подтверждения. Например, собор в Вормсе был построен в 1130-1234 годах на фундаменте раннероманской базилики начала 11 века, фрагменты которой были включены в состав нового собора. Среди этих фрагментов, кроме прочего, нижние ярусы двух западных башен. Кафедральный собор Страссбурга тоже начал возводиться в 1176 году на фундаменте романской базилики, построенной в 1015 г. епископом Вернером из рода Габсбургов. А базилика епископа Вернера, в свою очередь была возведена на месте еще более древних храмов, которые известны на том месте со времен владычества римлян. И культовые сооружения римлян, думается, тоже возникли не на пустом месте. Разрабатывая проект Кёльнского собора (начало строительства 1248 г.), мастер Герард фон Риле использовал остатки фундамента романского храма и камень древнеримских сооружений. Замок Вилландри был построен Жаном ле Бретоном в 1536 году с использованием фундаментов крепости 12 века. Старый замок города Кобленц, как и церковь Св. Флорина, построены на фундаментах древнеримских сооружений. Апсида собора святого Стефана в Бурже (начало строительства между 1183 и 1195 годами) основана на остатках римских стен.  Собор Благовещения Богородицы в Кремле был возведен псковскими мастерами в 1484-1489 г. на фундаменте храма, построенного в 1395 г и сгоревшего в 1475 году. Подобных примеров в истории архитектуры достаточно.


Фрагмент цоколя и первого этажа Парадной башни. Под цокольным карнизом видны крупные блоки

Заказчик замка с самого начала видел камни цоколя мощными, гораздо более крупными, чем камень верхней кладки. И это также способствовало возникновению и развитию хронологической легенды, согласно которой строители замка экономно использовали сохранившиеся части древнего цоколя и восстановили его разрушенные участки с помощью оставшихся мощных глыб, найденных при раскопках.

Окна первого этажа Парадной башни одни из самых старых на фасаде. Подобное окно могло появиться в разных странах Европы. Однако по соотношению ширины к высоте, оно скорее бы нашлось во Франции. Английские однопросветные окна той эпохи обычно имели более вытянутую форму и более острое, ланцетовидное завершение арки. Итак, начнем разбирать детали.


Схематическая модель окна 1-го этажа Парадной башни

Колонны окон. Тип колонн, которые использованы в отделке этих окон, имеют лаконичную форму и удачно вписываются в общий декор. Верхняя часть колонны (капитель с абакой) представляют собой фигуру вращения, что заметно отличает их от ранних романских капителей и от образцов позднего романского зодчества, где абака обычно была квадратной в плане, скошенной книзу и богато украшенной. Отличаются они и от раннеготических колонн с капителями со специфическим, так называемым «жестким» лиственным орнаментом (stiff-leaved capitals). Френсис Бонд говорит, что история английских капителей шаблонного типа (moulded или molded  capitals) начинается в середине 12-го столетия.  Наиболее ранние примеры подобных капителей можно было видеть в цистерианских аббатствах туманного Альбиона, таких как Buildwas, Fountains, Kirkstall, Furness, Byland и Jervaulx. Позже такой тип капителей появился в кафедральном соборе Рипона и в Кентерберийском соборе.


Капители шаблонного типа на втором ярусе окон кафедрального собора Рипона.
Западный фасад в стиле ранней английской готики был возведен в 1220 году.
(Ripon, North Yorkshire)
(wiki, фрагмент foto Dangermuffin)

Кстати, в Кентерберийском соборе над восстановлением хора, сгоревшего в 1174 году, трудился французский архитектор Гильом из Санса (Guillaume De Sens). Англичане называли мастера William Of Sens. Санс это город в Бургундии. Это, кстати, к вопросу о использовании элементов декора разного происхождения.  Что касается колонн с шаблонными капителями, то они имеются в восточной части крипты Кентерберийского собора, которая была завершена уже после отъезда Гильома из Санса. Британская энциклопедия сообщает, что английский архитектор, William the Englishman, продолживший работу в Кентерберийском соборе, следовал замыслам и дизайну француза. Но кто действительно решил использовать капители такого типа, неизвестно. Принято считать, что это все-таки изобретение английских мастеров, хотя Бонд и оговаривается, что подобные капители имели место ранее во Франции, в нефе церкви St Etienne (Nevers).
*
Ни для кого не секрет, что цистерианцы, осененные неувядающей харизмой святого Бернарда Клервоского, вообще выступали против всяких излишеств. А в Англии заодно побороли и обильную резьбу поздних романских капителей. Они стали использовать простые фестончатые капители, как в Киркстольском аббатстве (Kirkstall Abbey), или капители в форме простого колокола, как в Фаунтинском аббатстве, в его алтарной части (Fountains abbey, north side of presbytery, 1146 г.), а также простейшие шаблонные капители. Возможно, все было гораздо прозаичнее. Известно, что у Вильяма Англичанина, трудившегося на Кентерберийском соборе, имелся токарный станок, который использовался для обработки камня. Думается, что это был далеко не первый станок. Френсис Бонд логично предположил, что шаблонные капители появились именно благодаря такому станку. Есть подозрение, что изделия, произведенные на станке, были гораздо проще и дешевле в исполнении. И, что еще немаловажно, делались они значительно быстрее, чем капители с причудливым растительным или мифологическим орнаментом.


Примеры шаблонных капителей периода ранней английской готики, которые приводит в своей книге английский архитектор Томас Рикман (Ricman T., Architecture in England <...>, London, 1848)

Капители подобного типа можно также увидеть на колоннах окон восточной части фасада Винчестерского собора (между трансептами и капеллой Девы Марии), которая датируется самым началом 13 века, когда епископ Жоффруа де Люси (Godfrey de Lucy) построил новую заалтарную часть (retrochoir). Есть они в кафедральном соборе Солсбери, который построен в 1220-1258 г.г. (Salisbury Cathedral). Есть на западном фасаде башни, воздвигнутой в Хайэм Феррерс в 1250-1280 г.г. (St. Mary's Church, Higham Ferrers, Northamptonshire), и в интерьере аббатства Шрусбери (Shrewsbury abbey). А также в церкви Девы Марии в деревеньке Кеттон (Ketton Church), в церкви Всех Святых в Бредсолле (Breadsall, Derbyshire), в церкви 1260 года в ирландской деревне Гаурон графства Килкенни (St Mary's Collegiate Church, Gowran, Co Kilkenny) и еще во множестве других мест.  Все это архитектурные примеры, где мы можем видеть капители шаблонного типа переходного периода и периода ранней английской готики. Французских аналогов подобных капителей мне не встречалось. Круглые абаки во Франции появились, насколько я понимаю, только где-то в середине 13 века. Например, в соборе Нотр-Дам и в Сен-Шапель в Париже (Sainte-Chapelle de Paris). В Амьенском соборе (время постройки 1220-1270) на окнах нефа и капеллы есть колонны с круглыми абаками, но во всех этих случаях сами капители украшены орнаментом.


Схематическая модель окон первого этажа Парадной башни. Декоративные консоли не показаны

Сдвоенные колонны, как в нашем случае, мы можем наблюдать в церкви святого Лаврентия, построенной в 1224 году в Станвике (Church of St Laurence, Stanwick, Northamptonshire). В аркаде северного трансепта Вестминстерского аббатства (The Triforium Arcade, Westminster Abbey, 1269 г.). В восточной, более ранней части собора в Беверли (Beverley Minster), построенной в стиле ранней готики в 1220-1260 годах. В частности, на окнах трансептов и в интерьере на входе из-под средокрестия в придел хора. В Йоркском соборе (York Minster) сдвоенные колоны с капителями и абаками шаблонного типа присутствуют на южном трансепте (время постройки 1220-1260 г.г.) в слепой аркатуре третьего уровня по бокам от центральной части южного фасада.
*
Таким образом, можно было бы датировать колонны окон первого этажа Парадной башни замка 13-тым веком, даже с учетом редуцированного октагонального основания колонны. Похожие граненые основы можно видеть на колоннах слепой аркады над западным порталом фасада 1240 года в церкви Болтонского аббатства (Bolton Priory Church of St Mary & St Cuthbert at Bolton Abbey, North Yorkshire), а также на раннеготической аркаде и на портале северного придела хора кафедрального собора в Беверли (Beverley Minster).


Примеры граненых оснований колонн периода ранней английской готики. (слева фрагмент фото Mattbuck, (wiki), справа фрагмент иллюстрации (Ricman T., Architecture in England <...>, London, 1848)

Виолле-ле-Дюк пишет в своем замечательном словаре, что как раз в 13-ом веке развивается тенденция к усечению квадратных оснований колонн и «огранки» баз и плинтов, которая получила дальнейшее развитие в 14-ом веке. Но одна мелочь, а именно резкий скос верхней части абаки, обязывает сдвинуть датировку колонны на вторую половину 14-го века. Дело в том, что для ранней английской готики характерно скругление верхнего края. Рафаэль Брендон в книге  «Анализ готической архитектуры» относит капители со "срезанным" сечением абаки ко времени господства Перпендикулярного стиля в английской готике (Perpendicular English, 1377-1546). Но, по крайней мере, в одном из его примеров приводятся архитектурные элементы небольшой церкви (Boughton Aluph, All Saints church, Kent), в которой при реконструкции 1330-1360 годов были установлены колонны нефа с капителями очень похожего сечения. А это время относится к предыдущему этапу английской готики (Decorated English).


Колонна в церкви Boughton Aluph, (Brandon Raphael, An Analysis of Gothick Architecture, v2, 1849)

В таком случае логично предположить, что колонны на окнах Парадной башни тоже могли появиться в результате перестройки во второй половине 14-го века, во время которой были также заменены все типовые окна первого этажа замка. Об этом я еще буду рассказывать, когда мы доберемся до северного или восточного фасадов замка. Но если реконструкция 14 века и прихватила окна Парадной башни, то коснулась она только колонн и возможно декоративных консолей капельного «капюшона» архивольта. Сама арка и отделка боковины остались нетронутыми. Виоле-ле-Дюк упоминает, что бургундский известняк, к примеру, позволял делать достаточно изящные колонны с расширяющейся капителью без ущерба для устойчивости изделий к нагрузкам, в отличие от камня Пикардии и Шампани. Поэтому возможно, что для изготовления первых колонн просто был использован неподходящий камень. Но вернемся к окнам.
*
Профили сечения арки и боковой отделки окна относительно просты и напоминают арки переходного времени от романского стиля к готике. В нашем случае сечение арки окна первого этажа близко к тому, которое приводит в качестве примера арочного профиля 12-го века Томас Смит в книге «Архитектура готики и ренессанса» (Thomas Roger Smith, "Architecture Gothic and Renaissance").


Правое окно первого этажа Парадной башни

Но в отличие от этого профиля, у нас имеется капельник (слезник), крайний валик арки, опирающийся на декоративные консоли. Поэтому наш вариант скорее ближе к профилю арки церкви 13 века в деревне Фелмершам (постройка 1220-1240, Priest Doorway, Felmarsham Church, Bedfordshire) и к профилю полуциркульной арки южного входа крохотной деревенской церкви (начало 13-го века, Whitwell church of St Michael & All Angels, Ruthlandshire), которые рассматривает в своей книге Рафаэль Брэндон.
Говорят, что профили английских арок были значительно сложнее и глубже профилей французских арок. Может быть оттого, что добиться необходимой игры света и тени на этих элементах и получить необходимый визуальный эффект английским мастерам было гораздо труднее, чем их коллегам в солнечной Франции.
*


Окна первого этажа Парадной башни

Декоративно-технический прием, когда капельный «капюшон» опирается на консоли, выполненные в виде скульптуры, можно видеть как в английском, так и во французском исполнении. Например, во Франции: над северным (восстановленным) порталом базилики Сен-Дени (basilique de Saint-Denis), на окнах 12-го века в церкви аббатства Saint Yved de Braisne и кафедрального собора Суассона, над порталом 13-го века собора в Шартре (Chartres cathedral) и в Реймсском соборе. В Англии: на окнах второго яруса капеллы Божьей Матери легендарного аббатства в Гластонбери, построенной в 1189 году (Lady Chapel Glastonbury Abbey Cathedral). На западном портале 13-го века госпиталя Святого Креста (Hospital of St Cross and Almshouse of Noble Poverty, Winchester, Hampshire); на фасадах Линкольнского собора; на окнах 13-го века в церкви Полбрука (Polebrook, Northamptonshire); на южном входе и на окне над ним также времен ранней готики в аббатстве городка Ромсли (Romsey Abbey Church of St Mary and St Ethelflaeda); и в Солсберийском соборе (постройка 1220-1258 г.г.). Поиски возможных прототипов наводят на мысль, что в Англии такие консоли (corbel-head) встречаются гораздо чаще.
*
Декоративные консоли окон Парадной башни в виде рыцарских шлемов по-своему уникальны и имеют собственную историю. Согласно найденному в потайной комнате замка манускрипту, здесь изображены четверо рыцарей-баронов, братьев-близнецов. Двое из них бароны Адорат де Фенетр и Гуш де Фенетр были французами, двое других бароны Рэхт фон Фенстер и Линк фон Фенстер, похоже, были родом из германских земель. Эта история началась с  того, что братья приняли решение поучаствовать в крестовом походе. Когда именно это произошло, в манускрипте не уточняется. Написано, что съехались они в родовой замок де Фенетров и, конечно же, решили в честь этого знаменательного события устроить праздник. Праздник, судя по всему, удался на славу. Потому что пока они предавались дружескому веселью и доброму застолью, крестовый поход уже закончился. В связи с этим, можно предположить, что это был шестой поход, он длился меньше года (если иметь в виду миссию Фридриха II). Как известно, император Священной Римской империи Фридрих II Штауфен, аки предводитель похода (несмотря на то, что был отлучен от церкви), отплыл в Святую землю в июне 1228 года, а уже в мае 1229 года навострил лыжи в сторону родного дома. Но братья не унывали. Во-первых, этот шестой поход был начисто лишен должного воинского куража и в целом выглядел как-то сомнительно. Ведь Иерусалим был добыт Фридрихом без сражений, исключительно за счет дипломатических маневров. Во-вторых, впереди была возможность поучаствовать еще как минимум в седьмом и восьмом походах. Впрочем, упоминание об участии братьев в каком-либо из последующих крестовых походов в исторической литературе мне не попадалось. Зато в найденном манускрипте сказано, что братья, по зрелому размышлению, организовали в своих краях небольшие рыцарские отряды (безотносительно к известным религиозно-военным орденам).


Эскиз декоративной консоли. Судя по суровому выражению лица, это немец. Рисунок сделан по мотивам фото реконструктоского шлема, авторство которого мне определить не удалось. Если кто-нибудь подскажет фамилию автора, буду благодарен.

Кто из братьев позировал художнику и скульптору,  разобраться довольно затруднительно. На этой картинке формально должен быть Линк фон Фенстер, но ведь они могли и поменяться местами ради забавы. На рыцаре надет шлем типа топфхельм. Витой бублик из матерчатых трубок, набитых шерстью, это бурлет (или бурелет). Поначалу он служил для смягчения ударов, а во время крестовых походов приобрел дополнительную функцию - закрепление куска льняной ткани, которая защищала от жгучего солнца.  Ткань со временем ветшала и дизайнерски рвалась в клочья. Впоследствии эти лоскутья нарекли ламбрекеном. Довольно быстро бурлет и ламбрекен приобрели геральдический статус.
*
Итак, отважные воины, собрав отряды единомышленников, взяли на себя заботу о многочисленных беззащитных путешественниках  и пилигримах, сопровождая их на опасных отрезках пути между городами, святыми местами, и защищая от разбойников. А поскольку замок Гарибальди является туристическим комплексом, то и присутствие благородных защитников путешественников, хоть и в виде декора, выглядит здесь вполне уместным. Забегая вперед, скажу, что рыцари одного из таких отрядов изображены в виде скульптурных консолей на остальных окнах первого этажа замка.

Резюмируя "историческую ауру" окон первого этажа Парадной башни замка, можно заключить, что они несут в себе память о переходном периоде от норманнской архитектуры к новому стилю, но непосредственно относятся ко времени ранней английской готики (Early English Gothic), где-то к середине 13-го века. Колонны с шаблонными капителями, своим происхождением обязаны суровым раннеготическим цистерианским монахам, которые проживали по месту постоянной прописки в своих суровых монастырях туманного Альбиона. Фактически  же колонны этих окон появились в более позднее время, в результате реконструкции второй половины 14-го века. Самим своим существованием эти декоративные элементы, прежде всего, тонко намекают нам на живую эволюции архитектуры и на органичное взаимоперетекание стилей в пределах одного сооружения (что, судя по историческим свидетельствам тех времен, было скорее правилом, чем исключением).  Декоративные консоли в виде рыцарских шлемов напоминают нам о эпических временах, полных романтики и драматизма, о тех глобальных событиях, которые сопровождали крестовые походы. О настоящей, крепкой мужской дружбе и о человеческом достоинстве, понятие о которых, закреплены на века кодексом рыцарской чести. © Каренгин С.В. 2013

*   *   *
О красочных витражах, которые стоят в этих окнах я, пожалуй, напишу уже в следующем обзоре. Скажу только, что персонажи, изображенные на этих витражах, имеют отношение к древней кельтской мифологии, к рыцарским романам и к героям древности, бронзовые скульптуры которых в будущем украсят террасу замка. Витражи называются «Гиневра» и «Ланселот».

Работы авторов, которые упоминаются в обзоре, приведены в общем списке литературы, использованной для дизайн-проекта замка Гарибальди. Если кого-то заинтересуют конкретные детали, можно поговорить подробнее.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ЧАСТЬ 5. Парадная башня, 1 этаж. Витражи. Исторические прототипы >>>

ПРЕДЫДУЩИЕ ОБЗОРЫ:
<<< 1. Хронологическая привязка частей замка
<<< 2. Стилистика и дизайн.
<<< 3. Как все начиналось.




  • 1
Здорово! Такая огромная работа.

А почему, кстати, замок Гарибальди? Заранее извиняюсь, если ответ на этот вопрос уже был, а я его пропустила. У меня Гарибальди ассоциируется с усачом на лихом коне и с шашкой. Ну ладно, не с шашкой, а с ружжом. Но обязательно с закопченными фабричными трубами на заднем плане. То, что вы ваяете, больше напоминает Трансильванию, Дракулу. Или Вагнера на худой конец.

Привет! Замок назван в честь отца заказчика, его имя Гарибальди. Это я в конце второго обзора упоминал. А о первоисточниках буду постепенно и подробно рассказывать. И замок дракулы в прототипах не значится, мы же не страшилку делали :)) Вагнер с его героикой, может быть, где-то рядом.

Edited at 2013-06-27 08:16 (UTC)

Ухтышка! А он, случайно, не родственник знаменитому итальянцу? Усов, коня и ружжа не наблюдается?
ИМХО, если это официальное название здания, то у несведующих посетителей будут постоянно возникать сомнения в образованности владельца. Папа это, конечно, святое, но и собственная репутация чего-то да стоит.

ЗдОрово! Если не секрет, сколько по времени (про финансы даже спрашивать страшно) заняло создание этого шедевра? Очень заинтересовали витражи. Они сделаны не по "классической" методике (я имею в виду методику создания витражей известных соборов)?

Если считать от момента возникновения идеи в 2006 году (идеи именно замка), то получается шесть лет. Но отделка фасадов еще не закончена и, насколько я понимаю, может занять еще строительный сезон. А еще благоустройство территории, интерьеры. Так что история создания замка всё еще пишется. На замке использованы два типа витражей - классический наборный и расписной. Первый тип похож на витражи 19 века (которые в свою очередь имитируют "геометрические" витражи, которые появились примерно со второй половины 14-го века), а второй тип - напоминает расписные витражи середины 19 века. По витражам постараюсь сделать подробное описание в следующих обзорах.

Таки да. Названия - это все такие условности!

По большому счету, любое название условно, но оно несет в себе информацию. Просто надо в ней разобраться. И хорошо, когда название красивое.

Спасибо Вам за такой интересный рассказ о замке! услышала я о нем первый раз в том году и сразу влюбилась, а когда мой муж сделал мне предложение, мы сразу решили что съемка будет именно там =) Мы очень рады что в нашем городе появилось такое замечательное здание!

Пожалуйста. Очень приятно, что замок связан с таким замечательным и важным событием в Вашей жизни. Желаю Вам счастья, любви и полного взаимопонимания в семье.

Спасибо. Прекрасный рассказ. Очень интересный, подробный. С историческими справками.
Видела, что к замку уже ездят на фотосессии. Не знаете, какие условия? Приятно узнать, что чтобы пофотографироваться в исторических костюмах на соответствующем фоне, не надо ехать в Чехию.

Спасибо Вам за отзыв. Когда станет посвободнее, продолжу писать подробные обзоры. Постараюсь выяснить, как сейчас обстоят дела вокруг замка (давно там не был) и напишу.

Потрясающая работа! Аплодирую стоя!!!

Благодарю за такую высокую оценку. Все старались и вкладывали душу в работу.

(Анонимно)
Большое спасибо за этот проект. И отдельное спасибо заказчику. Наконец-то хоть кто-то начал строить красивые здания несущие в себе красоту и некую задумку, изюминку, а не просто безликие здания ради скорейшего получения прибыли. очень жду продолжения.

Да, согласен с Вами, заказчику от нас от всех спасибо. Не каждый решится на такое. Начну настраиваться на следующий обзор. Спасибо за отзыв!

  • 1